Славные парни (США, 1990) — Смотреть фильм
Фильм «Славные парни» это история о Генри Хилле — начинающем гангстере, занимающемся грабежами вместе с подельниками Джими Конвеем и Томми Де Вито, которые с легкостью убивают любого, кто встаёт у них на пути.
Мафия бессмертна
«Сколько себя помню, всегда хотел быть гангстером!»
Культовая цитата, которой открывается фильм «Славные парни», поставленный знаменитым Мартином Скорсези по мотивам документальной книги Николаса Пиледжи Wiseguy (умник, по-русски) в далеком 1990 году, и давно уже ставший классикой криминального кино, а для режиссера – ключевой вехой в его творчестве, окончательно закрепившей за Скорсези статус живого классика мирового кинематографа.
«Быть гангстером, значило для меня больше, чем быть президентом Соединенных Штатов»
Вообще, слово «гангстер» по-русски звучит довольно громко, ибо, благодаря переводчикам, у зрителя могло сложиться мнение, что гангстер – это такой крутой наемный убийца а-ля Леон, отстреливающий людей на заказ и не оставляющий после себя следов. На самом же деле, гангстер – самый обыкновенный бандит, мелкий преступник из низших слоев мафии в США, зарабатывающий на жизнь продажей наркотиков, убийствами, грабежами и шантажом. «Верхние слои», бандиты «старше по званию», более уважаемые и авторитетные члены преступных группировок называются по-другому – называются они мобстерами (mobsters). Но речь сегодня не о них. Речь о гангстерах.
«Все, кто жил серой, обыденной жизнью, казались нам просто придурками»
Повествование ведется от лица Генри Хилла, этнического итальянца, проживающего в Соединенных Штатах в семье эмигрантов из Сицилии. В Америке 50х годов, в период расцвета преступности и расовой дискриминации, перспектива легкой наживы, абсолютной свободы и безнаказанности, была для молодого парня, по имени Генри, работавшего на автостоянке во внешкольное время, очень заманчивой. На крохотную зарплату многодетная семья едва сводила концы с концами, жили впроголодь, а буквально в доме напротив, мафиози играли по ночам в карты и развлекались, как могли. Естественно, мечтать о том, что однажды он станет одним из них, Генри Хилл начал с самого детства. И, когда ему выпала такая возможность, он ей, конечно, незамедлительно воспользовался.
«Никогда не стучи на друзей. И никогда не разевай рот »
Сюжет охватывает весь «преступный» период жизни Генри (сыграл его Рэй Лиотта) и его двух закадычных друзей: бандита-ветерана ирландского происхождения Джимми Конвея, в исполнении блистательного Роберта Дэ Ниро, и чистокровного итальянца Томми Де Вито, роль которого на пять с плюсом сыграл Джо Пеши. Его Томми Дэ Вито – это маленький, но чрезвычайно агрессивный, циничный и раздражительный бандит, ради достижения своей цели, готовый на любую мерзость. Этакий сгусток энергии, постоянно находящийся в напряжении и вот-вот готовый взорваться и сотворить очередную гадость. Никогда не знаешь, чего от такого ждать, что у него на уме. Джо Пеши сыграл просто потрясающе, и Оскара заработал совершенно заслуженно. Роли отмороженных преступников – это конек Джо, достаточно вспомнить его Никки Санторо из «Казино» того же Скорсези.
«Я что, похож на клоуна?!»
В фильме весьма правдоподобно (тем более что снят он был по документальной книжке) показаны быт и нравы тех времен (50е-80е гг.), разобраны механизмы нелегального заработка путем различных махинаций, убийств, контрабанды и т.п. Причем по итогам просмотра, становится понятно, что режиссер никакой симпатии к героям не испытывает, не пытается что-то «романтизировать» или вызывать у зрителя сочувствие и понимание. Никаких соплей, никакого «драматизма» и «романтизма»! Бейсбольные биты, прошибающие головы, нецензурная брань (в выборе выражений в бандитских кругах никто не стесняется), расстрелы в упор, взятки, наркотики, никаких басен о бандитской чести, справедливости и долге. Все показано очень жизненно и реалистично - потому и смотрится фильм так интересно.
«То были славные времена»
Показательна сцена ближе к середине фильма, где главный герой ведет свою женщину в дорогой ресторан. Минуя очередь у главных дверей, они проходят через черный ход, попутно «благодаря» каждого охранника приличной суммой денег; заходят, собственно, в ресторан, и, обменявшись парой вежливых слов с хозяином, садятся на самый «козырный» столик аккурат перед подиумом. Технически, снята сцена просто великолепно, и именно она представляет собой всю эту «романтику» и вседозволенность, ради которой молодые парни вроде Генри Хилла становятся на путь бандитизма. Показывает, что так привлекает людей в жизни мафиози. И весь оставшийся фильм, Скорсези поступательно избавляет нас от этих иллюзий, показывая обратную сторону медали беззаботной жизни гангстера. Вместе со зрителем, от пустых детских фантазий избавляется и главный герой фильма, читающий закадровый текст. И как он его читает – это надо слышать! С долей иронии и сарказма, черным юмором, он словно окидывает взглядом свою жизнь, подробно и спокойно рассказывая о содеянном.
Что получилось в итоге? В итоге получился один из лучших криминальных фильмов в истории (а лично для меня, это – просто лучший фильм о мафии, когда-либо созданный) и одна из лучших работ легендарного Мартина Скорсези. Злобный, циничный, великолепно поставленный, абсолютно реалистичный и правдоподобный – это все о нем. О шедевре кинематографа, под названием Goodfellas.
Классика, не нуждающаяся ни в каких оценках.