Четвертый перископ (СССР, 1939) — Смотреть фильм
Во время боевых морских учений три подводные лодки должны провести атаку на линкор. Скоординировав действия, подлодки выдвигаются, однако на морской глади моряки обнаруживают четвертый перископ.
Это может быть враг и тогда союзному линкору действительно грозит опасность, однако это может быть и союзная подлодка «Спрут», что пропала не так давно в местных водах.
Командиру линкора предстоит принять решение, атаковать судно или нет, ведь на борту могут оказаться соотечественники. Корабль выдвигается к неопознанному четвертому перископу. Чья же на самом деле эта подлодка и куда пропал «Спрут».
Фильм "Четвертый перископ" (1939) смотреть онлайн бесплатно:
Альтернативный источник фильма "Четвертый перископ" (1939):
Подъём с глубины
До того, как я посмотрел работу Виктора Владиславовича Эйсымонта 'Четвёртый перископ', считал, что первой советской картиной о подводных лодках была лента 'Морской ястреб' (1941). Две эти картины во многом схожи: и там и там враг хитроумно маскируется под обычных рыбаков, а на самом деле вынашивает коварные планы. Политическая подоплёка фильма достаточно понятна. Снимался он летом 1939 года - в период 'активной фазы' необъявленного локального вооружённого конфликта, продолжавшегося с весны по осень 1939 года у реки Халхин-Гол на территории Монголии недалеко от границы с Маньчжоу-го между СССР, МНР с одной стороны и Японской империей и Маньчжоу-го с другой. Кроме того, оставалось совсем недолго до вооружённого конфликта между СССР и Финляндией. Наверное, именно отсюда все недвусмысленные намёки на провокации со стороны недружественных держав.
'Четвёртый перископ' - первый самостоятельный фильм Эйсымонта. Перед поступлением на киностудию «Ленфильм» он учился в Ленинградском институте сценических искусств. Киностудия явилась для выпускника института подлинной академией — здесь, в ателье и на съемочных площадках, овладевал он тайнами ремесла, перенимал опыт мастеров. Эйсымонт принимал участие в создании четырёх выдающихся фильмов того времени — «Златые горы», «Встречный», «Подруги» и «Друзья». В этих съёмочных группах, в общении с виднейшими режиссёрами С. Юткевичем, Ф. Эрмлером и Л. Арнштамом, с многими тогдашними корифеями операторского и актерского мастерства, протекало производственно-творческое обучение молодого кинематографиста, складывались его вкусы, симпатии, художественные наклонности.
По жанру приключенческий фильм 'Четвёртый перископ' был сделан по существовавшим в ту пору ходовым образцам - всё достаточно просто и предсказуемо. Заметно хромает драматургия, да и многие сцены больше напоминают документальный фильм о достижениях флота, нежели приключенческую ленту. Однако, в фильме заметны некоторые режиссёрские и операторские удачи. Опыта подводных съёмок тогда ещё не было, поэтому режиссёр пользовался макетами. Выглядит это по-кукольному, но иначе было нельзя. Полная достоверность компенсировалась надводными съёмками, осуществлёнными с максимальной детализацией. Разумеется, не обошлось и без идеологических штампов - портрет Сталина на самом видном месте, и призыв моряка внутри лежащей на грунте лодки: 'За коммунизм!' Если отбросить эти издержки, то фильм интересен не столько сюжетом и актёрской игрой, сколько визуально-историческим свидетельством той эпохи.
Ннда... фильм, как ни странно. затянул. Я даже начал переживать, потому как 2% потерь на учениях считаются нормой. Фильм живой, хорошая игра актеров.
Но где-то с 50й минуты начались натяжки. а потом пошла шпиономания.
Можно посмотреть.
Съемки для того времени отличные.